Дебютный роман Дж. Р. Торпа «Женщина-ученица» - одна из тех книг, название которых точно говорит вам, что вы получите, еще до того, как вы сломаете корешок, и какое захватывающее обещание несет это название из одного слова. Жена короля Лира, мать трех его дочерей, - классическая отсутствующая часть истории, даже не упомянутая в пьесе, прославившей ее семью. Любой, у кого есть мимолетный интерес к Шекспиру, будет заинтригован тем, что может содержать этот роман. И, по большей части, Торп воплощает в жизнь несколько солидных идей и создает очень правдоподобный мир для этого пропавшего матриарха.
Мы присоединяемся к одноименной «Женщине-ученице» (имя которой остается безымянным почти на протяжении всего романа) в монастыре, куда она была сослана за пятнадцать лет до событий пьесы «Король Лир». Она получила известие о смерти своего мужа и дочерей (полагаю, спойлеры!), и хочет вернуться домой, чтобы найти место, где они были похоронены. Она никогда не знала, за какое преступление ее наказывают, и думает, что конец «Лира» должен стать концом ее изгнания. Силы вступают в сговор, чтобы удержать ее в монастыре, и она, как всегда, остается в ловушке, всегда ища пути побега.
Если вам кажется, что в истории Learwife нет ничего особенного, когда вы правы; королева проводит большую часть своего времени, думая о своей прошлой жизни, до заключения, и предвкушая тот день, когда она, наконец, сможет уйти. Большая часть сюжета связана с катастрофическим событием, которое встряхивает жизнь в монастыре и ставит королеву в положение власти, не похожее ни на что, чем она наслаждалась в течение пятнадцати предыдущих лет. Но большая часть романа носит рефлексивный характер, полный длинных отрывков поэтического томления, когда королева ищет причину, по которой она была вынуждена покинуть королевство и своих дочерей. Если вы читали очень успешный прошлогодний «Хамнет» и хотели еще более лирической прозы, чем у Мэгги О’Фаррелл, то «Лирвайф» - определенно роман для вас. Связь с Шекспиром не может быть проигнорирована в этом случае, когда влияние кажется столь очевидным.
Однако, если вы обнаружите, что такие длинные фрагменты метафор и поэзии трудно поддерживать ваше внимание, то Learwife, наоборот, покажется вам немного сложной задачей. Ее нужно читать целенаправленно, медленно и обдуманно, давая себе время проанализировать богатые образы, которые Торп представляет своим читателям. Такое чтение точно понравится не всем. В некоторых моментах мне хотелось немного больше движения в истории, чтобы продвигать события вперед - и я читатель, который склонен ценить такого рода рефлексивный роман. Если вы ищете романы, которые подводят итоги истории, Learwife оставит вас желать лучшего.
Но сама «Лирвайф» - интересный рассказчик, и с ней стоит пройтись по более медленным отрывкам. Для человека, который проводит много времени в размышлениях о своей судьбе в жизни, она кажется на удивление невосприимчивой, когда дело касается самой себя. Она постоянно недоумевает, почему ее отправили в монастырь, но мне показалось, что Торп телеграфировал причину очень рано, и она подтвердилась ближе к концу истории. Предполагая, что это было преднамеренно со стороны Торпа, это говорит о женщине, которая должна была научиться быть рефлексивной и все еще имеет много навыков, чтобы овладеть ими - как и следовало ожидать от человека, родившегося и выросшего в привилегированной безопасности. Королева очень тщательно прорисована, и по мере того, как мы узнаем о ней больше, она должна нам нравиться меньше. Но к концу истории она все еще вызывает у нас симпатии.
Learwife - роман, который сложно обсуждать. Что касается исторической фантастики, то ей на удивление не хватает специфики времени и места, что придает истории сказочное, незакрепленное ощущение. Но сказочный и незакрепленный - это также слова, которые можно применить и к самому «Королю Лиру», особенно когда король начинает терять контроль над реальностью - так что, возможно, это идеальные слова для описания и «Лирвайф».