Когда коронавирус заставил многих из нас оставаться дома ради собственной безопасности, мы обнаружили, что обращаемся к искусству за утешением. Книги, телевидение, игры, музыка и фильмы оказались нашими верными спутниками, когда жизнь, какой мы ее знали, изменилась навсегда. Лично мое время было занято большим количеством фильмов: большинство из них были названиями, которые я раньше не видел, а также обращался к нескольким надежным классикам. Мы с сестрой выросли на франшизе «Классный мюзикл», и они были среди тех фильмов, которые мы пересмотрели. Посмотрев третью часть (вместе с щедрой порцией рома), я наткнулся на странное осознание.
За фильтром Диснея и музыкальными номерами это было похоже на еще один гораздо более мрачный фильм: «На игле 2». Даже если фильмы не могли быть более разными в представлении своих историй, сообщения, которые их сюжеты пытались передать, остались прежними. Но как может веселый фильм об американских старшеклассниках в Альбукерке, готовящихся к поступлению в колледж, быть таким же, как фильм о бывших наркоманах средних лет из Эдинбурга?
Хотя эти истории не являются точной копией друг друга, есть темы, которые остаются неизменными между ними. В обоих фильмах главные герои борются с конфликтами и тревогами своего настоящего, смотрят на свое прошлое сквозь розовые очки, передают свое наследие следующему поколению и борются с неопределенным будущим.
Trainspotting 2 и High School Music 3 используют схожие подходы к взрослению своих персонажей. Trainspotting 2 имеет постоянное чувство сожаления вместе с возрастом, рассматривая дни юности как лучшую альтернативу настоящему, даже если воспоминания неприятны. Фильм полон ностальгии, которая проявляется даже в диалоге, когда Сикбой замечает Рентону, что он «турист в [своей] юности». На самом деле причина, по которой Дэнни Бойл так долго откладывал сиквел, заключалась в том, чтобы люди, которые впервые посмотрели фильм, могли лучше понять эту конкретную тему. Зачем перефразировать что-то столь знакомое, когда можно рассказать более глубокую историю?
High School Musical 3 реализует аналогичную идею. Хотя он показывает фильм через гораздо более счастливую призму, тревоги главного героя о будущем составляют основной конфликт истории. Даже если «Классный мюзикл» подходит к гораздо более счастливому финалу по сравнению с персонажами «На игле», которые продолжают нести с собой груз своего прошлого после завершения истории, обе группы персонажей борются с концепцией того, что их время истекает.
В основе обоих фильмов лежит тема передачи наследия следующему поколению. Один из основных сюжетов High School Music 3 следует за отношениями Троя и Зака с парой первокурсников, которые боготворят их, но также раздражают на протяжении всего фильма. Это отражено в «На игле 2» в семейных отношениях Бегби и Спада, хотя Спад показан пытающимся покончить жизнь самоубийством в начале фильма вместо того, чтобы продолжать разочаровывать свою семью, в то время как Бегби агрессивен со своим сыном и женой на протяжении большей части фильма. Два фильма также имеют схожие выводы: в «Классном мюзикле 3» первокурсники берут на себя мантию Троя и Чада после того, как они уезжают в колледж, продолжая свое баскетбольное наследие. В «На игле 2» Спад возвращается к Гейл и своему сыну, а Бегби завершает цикл насилия в своей семье, в конечном итоге оставляя свою семью, но на мирной ноте.
Сеттинг этих отдельных историй также является жизненно важной частью фильмов. В «Классном мюзикле 3» мы возвращаемся в школьные коридоры, показанные в оригинальном фильме, когда персонажи проходят свой последний год обучения. Окружение относительно не изменилось, только люди. Точно так же в «На игле 2» персонажи изображаются свидетелями отголосков самих себя из предыдущего фильма. Спад даже находит утешение и цель, записывая истории из общего прошлого группы. Даже сам город играет роль в их истории: он изменился настолько, что Рентон с трудом узнает его.
Франшизы «На игле» и «Классный мюзикл» сами по себе являются явлением. Дэнни Бойл переводит смелые рассказы Ирвина Уэлша о будничности жизни в один из самых культурно значимых фильмов девяностых, а «Классный мюзикл» находит отклик у поколения, выросшего на Диснее. Это еще одна общая черта обоих фильмов: они полюбились зрителям, и впоследствии создатели сочли уместным продолжить их истории.
Есть часть теории нарратива, которая говорит, что в повествовании есть только семь разных сюжетов. Несмотря на то, что эти фильмы представлены в очень контрастных манерах и ориентированы на разную аудиторию, интересно, что общие темы и сообщения все еще всплывают. Хотя один из них представляет собой комментарий о обыденности жизни, выраженный в рассказах о зависимости, а другой - мюзикл об американской школьной жизни, истории франшиз «На игле» и «Классный мюзикл» о взрослении и столкновении с проблемами, которые приходят с этим, вещи, которыми мы можем наслаждаться.