Двадцать лет назад по каналу Fox был показан первый сезон «Футурамы», научно-фантастического мультсериала, получившего множество премий «Эмми» и «Энни». мультсериал 1990-х - Симпсоны. Проект «Футурама» разрабатывался несколько лет, несмотря на то, что у него менее скромное происхождение, чем у «Симпсонов». К середине 1990-х «Симпсоны» шли уже несколько сезонов и стали одним из самых критических и коммерчески успешных телесериалов всех времен. Поскольку Грёнинг создал для них такой успешный сериал, вполне естественно, что Фокс обратился к нему с предложением придумать что-то новое.
Чтобы помочь ему в разработке нового мультсериала, Гренинг нанял Дэвида X. Коэна, сценариста и продюсера «Симпсонов», и они вдвоем создали научно-фантастический сериал, который они представили Fox в 1998 году. В то время как Fox заказала сезон из тринадцати серий, Гренинг позже описал выход «Футурамы» в эфир как «безусловно худший опыт в моей взрослой жизни», поскольку ему пришлось много спорить с руководителями Fox по поводу того, будет ли сеть любой творческий вклад. В конце концов руководители сети уступили, предоставив Грёнингу ту же независимость, что и в «Симпсонах», и премьера сериала состоялась 28 марта 1999 года в эпизоде «Космический пилот 3000».
Пилотный эпизод начинается с пролога, действие которого происходит в Нью-Йорке 31 декабря 1999 года. Когда часы бьют полночь в начале нового тысячелетия, Фрай - незрелый, тупой, 25-летний старый разносчик пиццы - случайно криогенно заморожен на 1000 лет. В течение этого периода Нью-Йорк разрушается инопланетными захватчиками (дважды), прежде чем на его месте в конечном итоге будет построен технологически продвинутый Нью-Йорк (позднее выясняется, что руины «Старого Нью-Йорка» находятся в канализации под городом. Фрай пробуждается, поскольку Новый Нью-Йорк готовится встретить 3000 год.
Вместе со своими новыми друзьями, роботом-алкоголиком Бендером и циклопом Лилой, Фрай выслеживает своего единственного живого родственника, столетнего ученого профессора Фарнсворта, и все трое начинают работать в его межгалактической компании по доставке - Planet Express. В своих новых занятиях Фрай, Лила и Бендер путешествуют по вселенной и сталкиваются со всевозможными расами и культурами, иногда в сопровождении Фарнсворта или некоторых из их коллег - стажера Эми Вонг, антропоморфного краба доктора Зойдберга и менеджера компании Гермеса Конрада. Тем временем Фрай должен приспособиться к жизни в 31 веке и признать, что его взгляд на мир чрезвычайно устарел.
В любом первом сезоне телесериала всегда присутствует определенная степень давления. Мало того, что сезон должен получить достаточно хорошие рейтинги, чтобы сеть могла рассмотреть вопрос о разрешении будущих сезонов, он также должен заложить основу для потенциальных будущих сезонов, установив персонажей и свой собственный стиль. Гренинг, Коэн и их творческая команда, вероятно, испытывали еще большее давление, поскольку и зрители, и критики, вероятно, возлагали довольно большие надежды после столь успешного первого десятилетия «Симпсонов».
Задача состояла в том, чтобы создать как персонажей, так и стиль, достаточно хорошие для сети, чтобы рассмотреть возможность запуска второго сезона, а также успокоить зрителей и критиков, которые были поклонниками уже хорошо зарекомендовавшего себя The Симпсоны. Для Гренинга, Коэна и их творческой группы было бы так легко переработать стиль и типы персонажей Симпсонов, но в футуристической обстановке. К счастью, они решили создать что-то свежее и оригинальное, сериал, который гораздо легче отнести к разряду научно-фантастических, чем комедийных сериалов.
Несмотря на то, что этот первый сезон вышел в эфир в эпоху, когда общественность сильно беспокоилась о том, что начало 21 века вызовет всевозможные проблемы с технологиями, а именно так называемую «ошибку тысячелетия». из-за чего даты на лениво запрограммированных компьютерах возвращаются к 1900 году, видение будущего, изображенное здесь, прославляет технологии. Не только технологии, которые используются в повседневной жизни, такие как голографические сообщения, наручные коммуникаторы и летающие автомобили, но и тот факт, что значительный процент населения Нью-Йорка составляют роботы.
Помимо основного персонажа Бендера, есть URL (офицер полиции) и проповедникбот, лидер религии роботологии, а также различные фоновые дополнения в течение сезона. С таким большим количеством технологических достижений Нью-Йорк представляет собой очень творческую обстановку с большим вниманием и деталями в дизайне, который вызывает видение будущего, широко представленное на большом экране в немецком экспрессионистском фильме 1927 года «Метрополис».. Хотя аниматоры отлично поработали над дизайном этого футуристического города, их творческий подход и воображение проявляются больше всего, когда экипаж «Планетного экспресса» посещает другие планеты.
В своих проектах для самых разных рас и культур аниматоры не просто используют ваши типичные инопланетные проекты, подобные тем, что можно найти в таких фильмах, как «Клякса» и «Чужой», но придумывают несколько оригинальных дизайнов. и даже создать культуру роботов в Эпизоде 5 (Fear of a Bot Planet). Возможно, самая свежая и оригинальная из их инопланетных рас появляется в Эпизоде 7 (Мои три солнца), когда экипаж Планетного экспресса посещает Трисоль, аборигены которого полностью состоят из воды. Их дизайн представляет собой блестяще сюрреалистическую анимацию, поскольку их физическая форма похожа на желеобразную каплю, только более антропоморфную, в то время как их дизайн также обладает прекрасным полупрозрачным качеством, так что зритель никогда не находится в какой-либо неуверенности относительно того, из чего они сделаны..
Научно-фантастические элементы сериала также присутствуют в отсылках к поп-культуре: только Space Pilot 3000 отсылает к «Звездным войнам», «Звездному пути», «Машине времени», «Войне миров» и «Бегу Логана». отражая хорошо зарекомендовавшую себя любовь Грёнинга и Коэна к жанру научной фантастики. Кроме того, Эпизоды 10 («Полет, чтобы помнить») и 13 («Фрай и фабрика слёрмов») пародируют популярные фильмы «Титаник» и «Чарли и шоколадная фабрика» соответственно, придавая этим известным свойствам научно-фантастический оттенок.
Сценаристы также используют футуристический сеттинг для написания соответствующих социально-политических сообщений (известный образ в научной фантастике с 19-го века), особенно в Эпизоде 8 (Большой кусок мусора). В этом эпизоде жители Нью-Йорка видят, как гигантский шар мусора, выброшенный в открытый космос в 21 веке, возвращается, чтобы преследовать их. Послание эпизода явно адресовано зрителям конца 1990-х годов, эпохи, когда росло беспокойство о человеческой расточительности, преобладающее и по сей день. В то время как некоторые персонажи несколько бесцеремонно относятся к кому мусора, эти персонажи явно ошибаются, и посыл ясен - человечество должно больше перерабатывать и быть менее расточительным, поскольку будущие поколения будут вынуждены иметь дело с последствиями.
Несмотря на то, что его легче отнести к категории научно-фантастических сериалов, тем не менее, в первом сезоне «Футурамы» много хорошего юмора. Как и в большинстве мультсериалов, здесь есть регулярные фарсовые шутки, особенно в Space Pilot 3000, когда Фрай пытается освоить технологии будущего, но большая часть юмора исходит от персонажей. Как столетний ученый, многие шутки сосредоточены вокруг эксцентричной натуры Фарнсворта и моментов дряхлости, в то время как его привычка начинать объявление с «Хорошие новости для всех» в последующие годы стала мемом - о чем само шоу было слишком известно.
www.youtube.com/watch?v=-ziX31ysNWw
Тем не менее, персонаж, который занимает центральное место в большинстве шуток, - это любимый фанатами Бендер, грубый распутный алкоголик. Бендер очень циничен и не боится высказывать свое мнение, в то время как даже самые искренние и чувствительные моменты персонажа приводят к некоторым остроумным шуткам, сосредоточенным на его эгоистичной и грубой натуре. Таким образом, у персонажа есть несколько абсурдно веселых цитат, в том числе «Хорошо! Я построю свой собственный лунный модуль с блэкджеком и проститутками. На самом деле, забудьте о лунном посадочном модуле и блэкджеке. Ах, к черту все это», «Дорогой, я бы не говорил о вкусе, если бы был в светло-зеленой майке», и его неподражаемая крылатая фраза «Укуси мою блестящую металлическую задницу!»
Есть и более мрачный юмор, который довольно неприятно смотреть, а именно шутки, связанные с кабинами для самоубийц в Space Pilot 3000, которые, естественно, вызвали серьезные опасения у руководителей Fox, когда они обсуждали, сколько входных данных сети бы с сериалом. Это были шутки, которые казались неуместными в 1999 году, а два десятилетия спустя кажутся еще более проблематичными из-за повышения уровня психического здоровья и осведомленности о самоубийствах в западной культуре. Кроме того, время от времени встречаются шутки, которые просто не устаревают, например, шутки о Гайдаре в Эпизоде 4 («Бесплодные усилия любви в космосе»), которые отражают устаревшие стереотипы, к которым комедийные авторы были гораздо менее чувствительны в 1990-е годы.
Помимо стиля, «Футурама» явно отличается от «Симпсонов» своими персонажами - не только видом персонажей, но и их динамикой. Сериал фокусируется не на семейной динамике, а на отношениях между друзьями и коллегами. Основная динамика находится между основным трио Фрая, Лилы и Бендера, что очень хорошо реализовано, поскольку каждый персонаж привносит в него что-то свое. Фрай и Бендер быстро становятся лучшими друзьями, а затем и соседями по комнате в Эпизоде 3 (Я, Сосед по комнате), где Фрай рад исполнить детскую мечту дружить с роботом, а Бендер, несмотря на свою циничную внешность, рад, что наконец-то у него есть настоящий друг.
Кроме того, Фрай раскрывает более ранимые и искренние черты Бендера, хотя он достаточно хорошо понимает Бендера, чтобы держать эти характеристики в секрете от других. Эти двое часто попадают в неприятные ситуации, но Лила гораздо более уравновешенна и доказывает, что является голосом разума в трио. Кроме того, она приходит к выводу, что есть ценность во взглядах Фрая на вселенную, а именно в том, как он относится к Луне в Эпизоде 2 (Сериал «Приземлился»). Эти двое начинают испытывать чувства друг к другу в 10-й серии («Полет, чтобы помнить»), в которой начинается продолжающийся сюжет романтического напряжения, который будет длиться на протяжении всего сериала.
Несмотря на то, что Фарнсворт является его единственным живым родственником, у Фарнсворта нет семейных отношений с Фраем (что неудивительно, учитывая, что он не узнал о существовании Фрая, пока ему не исполнилось 140 лет), вместо этого он часто расстраивается из-за незрелости Фрая. и тупость. Однако Фарнсворт в первую очередь служит катализатором ряда самостоятельных повествований, прежде всего потому, что миссии, на которые он отправляет Фрая, Лилу и Бендера, приводят к их приключениям на далеких планетах.
Гермес служит еще одним голосом разума, поскольку он тщетно пытается поддерживать порядок в «Планетном экспрессе», в то время как Эми привносит настоящую энергию и энтузиазм в динамику персонала. Зойдберг, однако, завершает динамику посоха, существуя в основном как комическое облегчение. Несмотря на то, что он является самопровозглашенным экспертом по людям, Зойдберг заставляет доктора Ника из «Симпсонов» выглядеть компетентным в ряде абсурдно блестящих словесных шуток, а Фрай остается в страхе перед тем, что его когда-либо осматривает врач «Планетного экспресса». Только в более поздних сезонах неуклюжий характер Эми, финансовые трудности Зойдберга, отталкивающее поведение и общий запах стали наиболее заметными чертами их персонажей. Тем не менее, они оба, а также Гермес и Фарнсворт по-прежнему получают изрядное количество экранного времени в первом сезоне.
Лучший эпизод: Несмотря на то, что сезон имеет в целом стабильный стандарт, лучшим эпизодом является второй («Сериал приземлился»). Эпизод знакомит с Эми, Зойдбергом и Гермесом, а также укрепляет динамику между центральным трио Фраем, Лилой и Бендером в их выходках, когда они доставляют на Луну вместе с Эми. Есть несколько хороших приколов (особенно интересным является продолжающаяся борьба Эми с подъемным краном), и эпизод также устанавливает несколько мотивов, в первую очередь точку зрения Фрая, сталкивающуюся с точкой зрения его друзей.
В то время как Фрай невероятно рад оказаться на Луне, Лила быстро устает от его детского удивления - к 3000 году Луна - это просто еще одна туристическая достопримечательность, дополненная безвкусным парком развлечений. Однако в первый из многих таких моментов Фрай показывает, что в нем больше глубины, чем в незрелом болване, поскольку в нежный момент он показывает, что в детстве мечтал стать космонавтом, но не смог из-за его отсутствие академических способностей.
Лучшая концепция: Когда действие художественного произведения происходит в будущем, оно предлагает писателю (писателям) широкие возможности для фантастических концепций.. Футурама может похвастаться множеством оригинальных концепций, касающихся технического прогресса, лучшая из которых заключается в том, что головы исторических личностей и знаменитостей сохраняются живыми в банках. Симпсоны были известны тем, что знаменитости появлялись в качестве гостей с начала 1990-х годов, поэтому в этой концепции сценаристы «Футурамы» нашли способ создать сериал, действие которого происходит в 3000 году, но при этом иметь узнаваемых знаменитостей 1990-х. 2000-е выступают в роли самих себя. В конце концов, первая голова в банке, которую встречает Фрай, - это легенда «Звездного пути» Леонард Нимой, который в третий раз озвучивает себя в творении Мэтта Гроунинга.
Вердикт: По сей день многие люди продолжают спорить, лучше ли «Футурама» Симпсонов, и многие, кто предпочитает первое, выражают разочарование что «Симпсоны» добрались до 30-го сезона, тогда как «Футураму» в итоге отменили (дважды!). Однако сравнивать их несправедливо, так как это очень разные сериалы, что установлено с самого первого эпизода «Футурамы», эпизода, который дает понять, что «Футурама» - это в первую очередь научно-фантастический сериал, а не ситком, такой как «Симпсоны»..
Благодаря подробной анимации и бесчисленным умным отсылкам к поп-культуре, этот сезон сделал «Футураму» умным и очень увлекательным научно-фантастическим сериалом, в котором есть несколько отличных оригинальных идей, а также дань уважения классической научной фантастике. передает некоторые сообщения, которые остаются актуальными и сегодня. В конечном счете, сердце сериала находится в персонажах, особенно в центральном трио Фрая, Лилы и Бендера, чья динамика очень хорошо реализована и имеет много скрытой глубины и сложности, которые конкретизируются на протяжении всего сезона.