Дверь за дверью: запечатление мечты

Дверь за дверью: запечатление мечты
Дверь за дверью: запечатление мечты

Третий роман Елены Москович «Дверь за дверью» буквально не похож ни на что, что я когда-либо читал раньше. У издателя Two Dollar Radio есть заявление о миссии, которое включает «представление смелых литературных произведений», и я сомневаюсь, что они намного смелее, чем это. Независимые издатели действительно работают лучше всех.

Вам знакомо чувство пробуждения после долгого и запутанного сна, когда история была настолько ясной, насколько вы ее переживали, но как только вы открываете глаза, она начинает ускользать от вас, и у вас не осталось ничего, кроме вспышек того, что произошло, или просто странное чувство в глубине души до конца дня? Это самое близкое, что я могу описать, на что на самом деле похож опыт чтения «Двери за дверью», и я знаю, что даже это не совсем соответствует роману.

Ольга - молодая женщина, эмигрировавшая в США после распада СССР в 1991 году. Уже взрослая, она встречает и влюбляется в Ангелину, и кажется, что она, наконец, собирается суметь устроиться. Когда мужчина из ее прошлого звонит ей ни с того ни с сего, она оказывается в странном подземном мире, когда сталкивается со своим прошлым; от убийства в ее детстве до таинственного исчезновения ее брата.

Стиль Московича - вот что действительно делает «Дверь за дверью» чем-то свежим и интересным. Она пишет отрывками, разбивая абзацы и мысли на короткие куски размером с укус, каждый из которых озаглавлен так, как если бы каждый кусок был отдельной крошечной историей. Именно эта структура действительно способствует сказочному развитию романа; эти маленькие части функционируют как нити сна, за которые вы пытаетесь удержаться после пробуждения, снимки более крупной картины, размытые по краям (а иногда и посередине!).

Нигде в романе, на мой взгляд, это сооружение не кажется более впечатляющим, чем в самом начале истории, когда Ольга повествует об убийстве, произошедшем в ее многоквартирном доме, когда она была еще малыш. Здесь события, на самом деле, немного яснее, чем обычно позже. Но маленькие, бессвязные части истории показывают, что это то, что Ольга помнит, рассказывая в детстве, так же, как нам всегда снова и снова рассказывают истории в детстве о вещах, которые произошли до того, как мы смогли их вспомнить. Но бессвязный характер сказки, рассказанной Ольгой, показывает также, что память непостоянна; она наверняка много раз слышала эту историю, но не помнит ни деталей, ни чего-либо, кроме ярких образов, которые когда-то поселились у нее в голове.

Короче говоря, я ушел от «Двери за дверью» почти так же, как Ольга помнит, как ей рассказывали об этом убийстве. Есть детали, которые я не могу вспомнить, и отрывки из романа, которые совершенно сбивают с толку. Но я не думаю, что был бы слишком великодушен, когда сказал, что я думаю, что они должны были быть такими, чтобы заставить читателя замедлиться и переварить и попытаться сохранить нашу слабую хватку за нить повествования сна. Но есть вещи, которые я помню с предельной ясностью, персонажи, моменты и строки, от которых у меня перехватывало дыхание. Описания Ольги Анджелины ослепительно ясны по сравнению с остальной частью книги, потому что Анджелина - это то, кого она любит больше, чем кого-либо. Вышеупомянутое убийство ясно в моем сознании, потому что связанные с ним образы также ясны в сознании Ольги.

A Door Behind A Door - это тип романа, который полностью разделит читателей, но если вы интересуетесь экспериментальной литературой, то этот роман должен быть в верхней части вашей стопки TBR.