В 1983 году комик/актер Эдди Мерфи выпустил один из величайших стендап-комедийных выпусков в формате Delirious. Во время этого специального выпуска Мерфи затронул концепцию семей, переезжающих в дом с привидениями, и задумался: «Почему они просто не уезжают?”
Это хороший вопрос, который определенно заслуживает своей доли внимания. Используя примеры, которые он приводит, такие как «Ужас Амитивилля» и «Полтергейст», вопрос имеет смысл, но осложняется вопросами, затронутыми в фильме. В первом случае все деньги семьи связаны в доме. Любой, кто пережил финансовые трудности, знает, насколько напряженным и, казалось бы, невозможным выйти из этой ситуации. В последнем случае мысль о том, чтобы оставить одного из своих, какой бы ужасной и безнадежной она ни казалась, просто немыслима.
Да, я понимаю, что пытаюсь разобрать шутку, которая лишает всего удовольствия. Тем не менее, фильмы о домах с привидениями являются большой частью жанра ужасов, и найти фильм, который действительно, действительно пугает вас, - это что-то вроде жемчужины. И посреди щебня, обломков и испорченных драгоценностей лежит Alien, шедевр научной фантастики и ужасов Ридли Скотта 1979 года, который, на мой взгляд, является идеальным фильмом о доме с привидениями.
Действие фильма разворачивается на борту коммерческого тягача «Ностромо». В фильме рассказывается о семи людях, возвращающихся на Землю после сбора более 20 миллионов тонн минеральной руды. Никто в этой команде не является лучшим из лучших в своей области. Это рабочие, выполняющие свою рутинную работу и внезапно попавшие в ситуацию, к которой они на самом деле не готовы и уж точно не самые желающие из участников.
Сразу «Чужой» отличается от многих других фильмов о домах с привидениями тем, что «дом» - это космический корабль, который они считают домом во время своих миссий. «Дом» уже существует с самого начала. Экипаж это знает, они чувствуют себя в нем комфортно, они прекрасно знают, как это работает и как в нем ориентироваться. Это не та ситуация, когда люди попадают в новую среду, где они понятия не имеют, что находится за каждым углом, например, «Дом на холме с привидениями» или «Ужас Амитивилля». «Ностромо» может быть чужим для нас, но не для съемочной группы, и их знакомство дает нам, зрителям, чувство безопасности. Только после того, как Ксеноморф вырвался из груди Кейна, эта холодная, но странно безопасная среда превратилась в лабиринт потенциального ужаса. Этот нарушитель радикально изменил динамику экипажа и их «дома», навсегда запятнав и нанеся ущерб их отношениям.
В большинстве фильмов о домах с привидениями уход из фильма возможен, как бы неприятно это ни было. Как упоминалось ранее, в «Ужасе Амитивилля» Лутцы могли уйти в любой момент. Однако они обанкротятся и останутся без денег. Плюс в том, что у них будет своя жизнь. В «Полтергейсте» Фрилинги могли уйти в любой момент, если бы захотели оставить Кэрол Энн позади. Это ситуация, в которой есть сценарий «за» и «против», и фильм делает все возможное, чтобы зрители поверили, что минусы простого сбора вещей и ухода намного перевешивают плюсы.
В «Чужом» даже нет необходимости в этом обсуждении. Для экипажа доступны три варианта:
1) Они покидают корабль. Однако снаружи космос, а значит, они умрут мгновенно. Странный, но абсолютно блестящий ход: уйти опаснее, чем остаться, как бы вы на это ни смотрели.
2) Весь экипаж может погрузиться в спасательный корабль. Однако у них недостаточно припасов для выживания всех, поэтому неизвестно, кто выживет, а кто умрет. Опять же, это нежизнеспособный вариант, потому что нет уверенности.3) Они остаются на борту и сражаются с Ксеноморфом. Этот вариант несет наибольшую прибыль и, как ни странно, наименьший риск. В двух других вариантах смерть неизбежна. В этом случае это возможно.
Помимо того, что это фильм о доме с привидениями, из которого никто не может уйти, «Ностромо» сам по себе является великолепным примером готического заведения, где царит атмосфера. Давайте посмотрим на следующий ролик, где Бретт пытается найти Джонса, кота Рипли.
Эта сцена просто источает атмосферу, которая кажется жуткой и сверхъестественной. Цепи свисают с потолка, звенят и качаются, хотя не имеют на это права. Ведь где ветер в этой комнате? Затем постоянно капает вода, от которой исходит та жалкая холодная аура, от которой хочется завернуться в одеяло и пить горячее какао. Стены грязные, освещение скудное, все пропитано мраком. Я говорю здесь не только об отсутствии света. Это общая эстетика, которая будет обескураживающей, независимо от того, как на нее смотрят. По сути, это набор Hammer Horror, только что созданный для космического корабля, а не для европейского замка.
Еще один момент, который делает этот фильм таким замечательным, - это побег Рипли на борту шаттла. Хотя мы считаем, что она нашла убежище, вскоре выясняется, что в каждой части «дома» обитают привидения. Она думала, что победила своего врага, взорвав «Ностромо», но вместо этого она взяла единственную оставшуюся нетронутой часть своего «дома», и владения Ксеноморфа также были его частью. То, что на протяжении всего фильма создавалось как единственный жизнеспособный вариант безопасного побега, превратилось в потенциальную могилу, в которой Рипли встретит свою кончину, если она не будет сражаться с каждой каплей своего интеллекта, мужества и ресурсов.
В «Чужом» жанр дома с привидениями столкнулся со всеми своими недостатками и проблемами, и каждая из них была учтена. Ксеноморфный «призрак», который, казалось бы, мог появиться где угодно по своему желанию, имел смысл. Возможность уйти была невозможна, если люди не были готовы пожертвовать собой, а кто хочет это делать? Сама обстановка была тревожной и небезопасной. Почти все, что вы могли бы хотеть от фильма о доме с привидениями, было придумано для «Чужого», и это представило их наилучшим образом.
Если нельзя привести чертовски хороший аргумент, я говорю, что «Чужой» - идеальный фильм о доме с привидениями.