Что случилось с мистером Бернсом в «Симпсонах»?

Что случилось с мистером Бернсом в «Симпсонах»?
Что случилось с мистером Бернсом в «Симпсонах»?

Термин «фландеризация» в фандомных кругах относительно хорошо известен - он относится к персонажам комедийных сериалов, которые с годами полностью поглощаются одной конкретной чертой, исключая всех остальных. Он получил свое название от персонажа Симпсонов Неда Фландерса, который начинал, по сути, как патриарх «Джонсов», за которым Симпсоны постоянно пытались не отставать, и который был слегка религиозным, но в основном как неотъемлемая часть его высоких моральных качеств.

Перенесемся на несколько лет вперед, и Нед станет беззастенчивым религиозным фанатиком, с широко открытыми глазами и пеной на губах, отчаянно пытающимся очистить мир от греха. Тот же процесс произошел и с самим Гомером Симпсоном, который изначально был ленивым и временами бессердечным человеком из рабочего класса - полной противоположностью архетипическому отцу-тиви - только для того, чтобы позже стать тем, кого фанаты окрестили «Придурком Гомером», или тем, что назвало само шоу. «Капитан Ваки».

Фландеризация, однако, не совсем правильное слово для того, что случилось с боссом Гомера и когда-то антагонистом Монти Бернсом. Изначально он был самым близким существом Спрингфилда к злодею, производя впечатление соцреалистической карикатуры на владельца фабрики, пресыщенного благополучием своих рабочих и в основном озабоченного прибылью, даже хвастающегося своей зловещей темой плохого парня (или иногда «Имперский марш» из «Звездных войн»). Затем - примерно в то же время, когда Фландерс стал фанатиком Библии, а Гомер начал проворачивать фальшивые похищения людей, - Бернс деградировал до жалкой фигуры, беспомощно выпавшей из колеи в современном мире и граничащей со старческим маразмом, без даже горящего живота городского населения. другие пожилые жители, такие как дедушка Симпсон.

В Бернсе едва ли было хоть какое-то семя этого в первоначальном замысле - он всегда был стар, и уж точно физически немощен, но сверх того расчетлив и компетентен, управляя атомной электростанцией железной кулаком и с удовольствием баловался другими занятиями, такими как бейсбол и политика, к которым он подходил удивительно коррумпированным образом.

Image
Image

Возможно, первый намек на шатающегося новоявленного Бернса появился в «$pringfield», где - ченнелинг Говарда Хьюза - Бернс затворился в пентхаусе своего казино, стал одержим микроскопическими микробами, а также спроектировал и построил свой собственный ультрасовременный самолет Spruce Moose («Запрыгивайте!»). Последний раскрыл устаревшее мышление, которое стало ядром дряхлого Бернса - он иллюстрирует возможности Елового лося гипотетическим семнадцатиминутным путешествием между несуществующим аэропортом Нью-Йорка Айдлуайлд и Бельгийским Конго. Затем последуют и другие анахроничные шутки, от попытки отправить письмо в Сиам на автожире, до ошибочного принятия Ramones за Rolling Stones и заказа их убийства, а также - возможно, в самый разгар этого - появления на заправке в своем темно-бордовом цвете 1906 года. Штутц Беаркэт, одетый в эдвардианскую водительскую накидку и очки, принял Мардж за сопровождающего и потребовал, чтобы она повторно вулканизировала его шины. Довольно безобидный, одноразовый материал, но свидетельствующий о рождении совсем другого Бернса, Бернса, который не мог доминировать на заседаниях правления или заниматься ростовщичеством в качестве хобби, Бернса, который не написал свою собственную витиеватую автобиографию после незначительного страха перед здоровьем., Бернса, которого едва ли можно было оставить без присмотра.

«Старик и Лиза» - особенно хорошая иллюстрация слабости Бернса. Разорившись и потеряв силовую установку, в основном из-за новых шуток о том, что он такой старый («Смитерс, почему вы не сказали мне об этом (1929) рыночном крахе?»), Бернс должен попытаться сделать это как обычный человек., и результаты удручающие. Он разбивает посуду Смитерса, пытаясь убрать ее, и вскоре его совершают из-за того, что он запутался в тонком различии между кетчупом и кетчупом. Только вмешательство Лизы возвращает его на путь злого магната - она демонстрирует, как животные могут попасть в ловушку в пластиковых держателях для шести упаковок, знания, которые он использует для создания процветающей рыбной промышленности - но на самом деле это последние несколько минут. вернуть все на круги своя, и, честно говоря, это не такое уж зло, уж точно не по сравнению с Бернсами, которые заливались смехом при воспоминании о «этом искалеченном ирландце».

Один особенно показательный момент наступает, когда Бернс едет в автобусе, и Барни приветствует его словами «Разве ты не тот парень, которого все ненавидят?», на что он отвечает: «О боже, нет, я Монти». Бернс». Иронично? Скорее странно верно на этом фоне. Доддеринг Бернс настолько безобиден, что становится объектом жалости, а не ненависти. Эпизод, по крайней мере, показывает классически злого Бернса в раннем сегменте - «Семья, религия, дружба». Это три демона, которых вы должны убить, если хотите преуспеть в бизнесе. Когда появляется возможность, вы не хотите ехать в родильный дом или сидеть в какой-то фальшивой церкви. Или синагога», - но это мало компенсирует его характеристику в остальной части эпизода. Кое-что из его «рыбы из воды» попадает в цель, например, он умоляет хиппи в центре утилизации: «Сияй, сумасшедший бриллиант!» считается злом. Классический Бернс упивался бы гибелью всех этих морских существ («Эта мышь зарезала эту кошку, как свинью!… все телевидение такое замечательное?»).

Настоящий поворотный момент, кажется, наступил в «Гомере Смитерсе». С самого начала он изображает Бернса излишне зависимым от своего помощника, вплоть до личной беспомощности. В конце концов Гомер, огрызаясь от постоянных оскорблений, бьет Бернса кулаком. Реакция Бернса - того самого человека, который всего пятью годами ранее приказал избить Гомера до полусмерти за оскорбительное письмо, - сжаться и спрятаться в слепом страхе.

Слишком напуганный, чтобы обращаться за помощью к Гомеру, Бернс пытается стать самостоятельным, учится пользоваться телефоном, варит себе кофе без малейшего беспорядка и опрометчиво едет вечером домой с водителем - хотя, еще в «Две машины в каждом гараже и по три глаза на каждую рыбу» он отлично вел себя в нетрезвом виде. В конечном итоге - из-за статус-кво - его выбивают из окна, и он снова полностью зависит от Смитерса. Но его беспомощность просвечивает повсюду, как когда Гомер бьет его, так и во время драки Гомер-Смизерс в конце, которую он безуспешно пытается разорвать, лопнув бумажный пакет - предположительно, у него больше нет своих наемных головорезов на гонораре.

С этого момента («Старик и Лиза» идет в хронологическом порядке после этого) он будет спускаться все дальше и дальше от деспотичного бизнесмена к дряхлому старому дураку. Ужасный вывод? То ли Гомер ударил его, то ли его падение из окна выбило что-то из его мозга и спровоцировало начало старческого маразма, что придает мрачную окраску шутке о том, что он никогда не помнит имени Гомера. Похожая сюжетная линия есть в «Клане Сопрано», где дядя Тони, Джуниор Сопрано, который уже выглядел как Бернс, симулирует старческое слабоумие, чтобы победить в суде, в ходе которого он падает на ступенях зала суда, после чего становится становится все более неясным, насколько его слабоумие является действием.

Горькая ирония в том, что это едва ли не худшая травма, которую он получил в сериале, даже не самая ужасная травма, которую он когда-либо получил от рук Симпсона. Его неудавшаяся попытка усыновить Барта закончилась тем, что его уронили в собственный люк-ловушку («Сэр, попытайтесь приземлиться на труп Леонарда!»), но самый очевидный пример - это, конечно, случай, когда Мэгги выстрелила в него. Это был лохматый финал одного из типичных злодейских актов Бернса, когда он закрывал солнце огромным металлическим диском, чтобы заставить людей постоянно пользоваться электрическим освещением (сама Мэгги была больше спровоцирована его буквальной попыткой взять конфету из магазина). малыш). Когда Бернса выстрелили в грудь в упор, он впал в кому и был объявлен мертвым, прежде чем его перевели в лучшую больницу, это едва ли уменьшило подлость и хладнокровие Бернса - после его пробуждения и раскрытия того, что это была Мэгги, которая стреляла в него, он немедленно требует: «Офицер, арестуйте ребенка!»

Можно возразить, что современный Бернс был неудачной попыткой смягчить и очеловечить характер (подобно тому, как Мо превратился из угрюмого ростовщика в склонного к суициду депрессивного человека). Но дело в том, что у Бернса уже были случайные моменты человечности - даже в первом сезоне он проявлял достаточную уязвимость, чтобы попросить у Гомера совета по свиданиям. Во втором сезоне Мардж нарисовала его обнаженным, чтобы подчеркнуть его физическую дряхлость («Я знаю, что я ненавижу. И я не ненавижу это»), и его признание Гомеру, что он тоже знает, как жалко мужское облысение. Важным моментом является то, что ничто из этого не должно было умалять того, чтобы он управлял электростанцией как феодальной вотчиной, сбрасывал ядерные отходы в парк или даже создавал свой собственный культ и пытался заставить людей поклоняться ему как богу (что заканчивается смущающим образом). когда он загорается, но это больше похоже на то, что он поддается собственной гордыне).

К сожалению, все согласны с тем, что, как и сам Бернс, «Симпсоны» в целом являются лишь тенью того, чем они когда-то были, и большинство комментаторов считают, что переломный момент приходится на время «Принципа». и «Бедняк», в котором выяснилось, что директор Скиннер все это время был самозванцем. Однако упадок не ограничивался уничтожением известных персонажей - даже самый случайный зритель заметит гораздо большую зависимость от бессмысленных выступлений знаменитостей, неуклюжих отсылок к не такой уж недавней поп-культуре и растягивания одиночных шуток на гораздо большее время. чем нужно. У него все еще есть свои моменты, никто не может этого отрицать. Но это уже не культурная безжалостная сила, которая определяла десятилетие и могла превратиться из непристойной в трогательную с ловкостью, породившей легион подражателей, но так и не превзойденной..