90-е часто пользуются плохой репутацией у фанатов ужасов. После многочисленных успешных слэшеров и фильмов с эффектами существ в 80-х, 90-е предложили другое разнообразие фильмов ужасов. Хотя было много хитов, скрытых жемчужин и неправильно понятой классики, 90-е обычно не получают такой любви, как другие десятилетия, когда дело доходит до ужасов. Пришло время это изменить.
Невозможно переоценить то, насколько изменил правила игры Бэтмен Тима Бертона в ландшафте популярного кино. Сейчас мы живем в эпоху, когда боевики о супергероях являются нормой для блокбастеров, но успех «Бэтмена» заставил киностудии пойти в другом направлении. Вместо ускоренных проектов, основанных на узнаваемых супергероях комиксов, идея Бэтмена, казалось, заключалась в следующем: «Давайте сделаем адаптации героев боевиков!» Это привело к таким фильмам, как «Дик Трейси», «Ракетчик», «Тень» и «Призрак» в 90-х. Но другой вывод из Бэтмена, похоже, заключался в готовности позволить кинематографистам стать немного мрачнее и острее со своими героическими историями.
Enter Sam Raimi Прежде чем он выпустил свой собственный знаковый фильм о Человеке-пауке, Рэйми получил шанс создать своего собственного оригинального героя с помощью Darkman, история ученого Пейтона Уэстлейка (Лиам Нисон), который вступил в конфликт со злобным боссом мафии (Ларри Дрейк) и был сожжен заживо. Изуродованный и оставленный умирать, Пейтон подвергается экспериментальным медицинским процедурам, в результате которых он не чувствует боли и тактильных ощущений. Это также делает его восприимчивым к резким перепадам настроения и повышенной силе из-за перегрузки адреналином. Решив отомстить и воссоединиться со своей девушкой Джули (Frances McDormand), Пейтон продолжает работу над синтетической кожей в надежде заменить свое изуродованное лицо. В то же время он использует это изобретение, чтобы принять личности головорезов, которые пытались убить его, чтобы отомстить.

Рэйми и его соавторы черпали вдохновение из классических историй о монстрах из студии Universal, таких как «Горбун из Нотр-Дама» и «Призрак Оперы» - уместно, поскольку это картина Universal - чтобы создать свое уникальное сочетание фильмов о монстрах. и история супергероев. Darkman злобно оригинален, но в то же время чувствует себя укоренившимся в классических историях ужасов, где монстр одновременно пугающий и в некоторой степени сочувствующий. Этот баланс делает Пейтона по-настоящему жалким персонажем, который также способен быть по-настоящему пугающим, когда его ярость берет верх. Просто как концепция, Darkman настолько уникален, что вы никогда не забудете его, как только увидите.
Отчасти это связано с превосходным актерским составом, который собрал Рэйми. Сегодня имя Лиама Нисона на слуху, но еще в 1990 году эта главная роль стала для него прорывом. И Нисон идеален в роли Пейтона. Он играет материал настолько оперно, насколько это необходимо, понимая тональный баланс, который может легко перевернуться и стать слишком чрезмерным или слишком сочным. Многие сразу укажут на более (намеренно) нелепые моменты в игре Нисона, но больше всего в фильме выделяются моменты душераздирающего отчаяния; сцены, где он плачет в своей разрушенной лаборатории или прячется под картонной коробкой под дождем в поисках убежища. Это те моменты, когда Даркмен смягчает свою безумную энергию искренней меланхолией.
Остальной актерский состав так же на высоте. Фрэнсис МакДорманд - одна из величайших современных актрис, и она относится к сценарию с полной искренностью. Ларри Дрейк делает одну из лучших ролей в своей карьере в роли криминального авторитета-садиста Дюранта. Между этим и доктором Хигглсом Дрейк - один из героев ужасов 90-х. Вы также сможете насладиться восхитительными выступлениями постоянных клиентов Рэйми, таких как Тед Рэйми и Дэн Хикс И Брюс Кэмпбеллкамео - одно из лучших в исполнении Рэйми.

Говоря о Рэйми, это высшая точка его режиссерского мастерства. Это был первый крупнобюджетный студийный фильм Рэйми, и он продемонстрировал, почему именно он подходит для того, чтобы присоединиться к высшей лиге. «Человек тьмы» - великолепный и неповторимый боевик. Рэйми продолжал продюсировать американский дебют Джона Ву (и американский шедевр) «Жесткая мишень», и он явно набрался опыта в создании звездного боевика из своей работы над «Человеком тьмы». Darkman берет все стилистическое чутье Рэйми и вкладывает в него серьезные деньги, обеспечивая уровень полировки и утонченности, который остается одним из лучших выступлений Рэйми. Масштабы практического действия по сей день впечатляют и вызывают острые ощущения. Если сцена погони на вертолете не заставляет ваш пульс биться чаще, возможно, вы уже мертвы.
Еще одно обязательное упоминание - спецэффекты и грим. Дизайн и исполнение Tony Gardner - идеальное сочетание комиксов и ужасов. Весь внешний вид Darkman черпает вдохновение из таких персонажей, как Человек-невидимка и Тень, в то же время изменяя ключевые моменты, чтобы сделать его чем-то новым. Показательно, что маркетинг «Человека тьмы» мог продаваться исключительно за счет загадочности этого персонажа и его поразительного дизайна. Трудно придумать образ супергероя, который кажется новым и культовым, но Darkman более чем преуспевает в этом.
И если свести все к самому упрощенному чтению, Darkman просто КРУТО. Когда мы говорим о кинематографе по комиксам, мы почти ограничиваемся обсуждением только экранизаций. «Человек тьмы» - один из лучших фильмов по комиксам, когда-либо созданных, и он делает это, уважая стиль и дух своего вдохновения, и в то же время ему удается создать совершенно нового героя. Тот факт, что Даркмен может служить мостом между фильмами Universal о монстрах и фильмами о супергероях, чудесен и удивителен.
Darkman, несомненно, является одним из лучших блокбастеров 90-х годов. С годами он становился все более мощным и захватывающим, и он заслуживает обсуждения, когда мы говорим о наследии фильмов о монстрах Universal. И, честно говоря, если вы просто хотите посмотреть чертовски хороший фильм, вы не ошибетесь, выбрав «Человека тьмы».
Примечание: Universal выпустила Darkman и Tremors в том же году. Черт возьми, 1990 год.