Это вызвало огромную сенсацию во время трансляции, с самым большим количеством жалоб, когда-либо полученных на телепрограмму в то время, и многочисленными депутатами, назвавшими ее «больной». Paedogeddon, специальный выпуск 2001 года, завершивший скандальную комедию Channel 4 «Медный глаз», не имел аналогов ни до, ни после того, как сатире было позволено выступать против социальных табу. Но спустя 20 лет стоит ли пересматривать?
Специальный выпуск транслировался дважды в конце июля 2001 года, прежде чем 4-й канал быстро принес извинения за любое оскорбление, которое он мог причинить трансляцией, и отложил все дальнейшие повторы. Спецвыпуск стал разовым продолжением первоначального шестисерийного сериала Brass Eye, вышедшего в эфир четырьмя годами ранее, в котором различные социальные и моральные проблемы рассматривались через ту же анархическую, мрачно-комическую призму, которую создатель Крис Моррис представил другим. такие шоу, как The Day Today и Jam.
Сочетая самые блестящие абсурдные и запутанные декорации, а также смехотворную графику и пародии на чрезмерную бесполезную киносъемку, используемую в новостях, Brass Eye представлял собой идеальную сатиру на сенсационность, насыщавшая большую часть средств массовой информации в то время и, возможно, еще более заметная сейчас.
С самого начала Brass Eye вызвал споры: из-за черного как смоль, резко оскорбительного стиля юмора, присутствующего повсюду - один скетч, запрещенный к оригинальной трансляции, изображает мюзикл, написанный Питером Сатклиффом в главной роли. - к тому, как он обманул многих знаменитостей и политиков, заставив их отстаивать всевозможные фиктивные цели.
Возможно, наиболее печально известно, что Дэвид Амесс, действующий член парламента от консерваторов, был одурачен тем, что зашел так далеко, что выступил в парламенте с речью о новом дизайнерском наркотике «торт» - желтом диске размером с тарелку, предположительно способном производить люди плачут всю воду из их тел. Но дебаты вокруг этих моментов не идут ни в какое сравнение с шумихой, возникшей, когда Brass Eye вернули из-за одноразового фильма, полностью основанного на педофилии, и окружающей его моральной паники..
Учитывая характер материала, это всегда было чем-то, что нажимало на кнопки многих людей, и что, конечно же, было слишком легко атаковать как отвратительное и безвкусное. Удивительно, что именно это Моррису вообще удалось заказать, но это верно и для половины его работ.
Эпизод, который длится более получаса, изображает нападения на детей как эпидемию. Это вызывает в воображении кошмарные видения преступников, реанимированных с помощью робототехники, выброшенных в космос или помещенных в сценарий в стиле Острова Любви с многочисленными детьми для развлечения телезрителей дома.
В то же время это насмехается над истерической реакцией остальных из нас - ликующее объяснение одного диктора того, как любой ребенок, к которому приближается незнакомец, оснащен капсулой, которая затем выбрасывает литры неочищенных нечистот через их, это золото комедии.
Даже для поклонников творчества Морриса Paedogeddon вызывает дискомфорт при просмотре. Как и ожидалось, здесь есть несколько невероятно мрачных шуток, например, когда персонаж Морриса обижается на педофила, не интересующегося его сыном, «потому что [ему] он не нравится».
Немногие правонарушения столь же ужасны и трудны для обращения, как жестокое обращение с детьми, и есть множество сцен, где кажется, что особенное может просто зайти слишком далеко; от одного момента, когда мы видим воссоздание похищения ребенка, снятого и смонтированного как какое-то энергичное рок-видео, до фальшивых кадров глэм-группы 1970-х, поющих о детях - что-то, что кажется ужасно реальным спустя годы. смерть Джимми Сэвилла и операция «Ютри».
Но как бы тяжело это ни было иногда смотреть, ясно, что на протяжении всего этого, как и в остальной части Brass Eye, специальный выпуск Paedogeddon действительно пародирует реакцию как со стороны средств массовой информации, так и остальных общества, и о том, как пресса может делать сенсации, а также о том, как легко довести людей до безумия из-за таких острых вопросов, как этот.
Подсказка во многом кроется в названии этого. В то время как предыдущие эпизоды Brass Eye были названы в честь конкретной проблемы, которую они освещали - преступность, животные, наркотики - специальный выпуск называется не просто «Педофилия», а скорее «Педогеддон», создавая образ апокалиптической угрозы, которая повсюду., за каждым углом.
Brass Eye был печально известен использованием политиков и знаменитостей, пропагандирующих чепуху, и Paedogeddon не стал исключением. В нем были такие, как Гэри Линекер, повторяющие с серьезным лицом нелепые утверждения, такие как «генетически педофилы имеют больше общего с крабами… фактических доказательств этому нет, но это научный факт.”
Эти моменты сами по себе являются отличной комедией, но они также служат для того, чтобы донести до вас некоторые действительно важные моменты. Один из политиков, появившихся в специальном выпуске, член парламента от лейбористской партии Барбара Фоллетт, на самом деле подала жалобу в Комиссию по стандартам вещания после того, как ее обманули, заявив, что глаза анимированной онлайн-собаки якобы могут быть взломаны и превращены в веб-камеры. интернет-педофилы. В конечном итоге жалоба была отклонена именно потому, что она показала, что депутаты были готовы авторитетно говорить о том, о чем они ничего не знают, и что лишь незначительное исследование показало бы полную чушь.
Сцены, подобные этой, использовали то, насколько невежественными были люди в таких вещах, как Интернет (все еще относительно новый в то время), и показывали, насколько быстро их можно разозлить и побудить высказывать свое мнение по вопросам без на самом деле будучи информированным, или рассматривая информацию, которую им дают.
Помимо того, что знаменитости выступают с этими нелепыми заявлениями, в специальном выпуске также представлены вокс-попы, собирающие взгляды среднего человека на улице. Одной фокус-группе был задан вопрос: «Могу ли я заняться сексом с этой трехлетней девочкой сейчас, когда ей 21 год?» Реакции («Ни за что… вы должны быть в психиатрической лечебнице») точно показывают, как мало эти люди на самом деле слушали то, что им только что сказали, прежде чем выпалить ответ.
Спустя два десятилетия не было ничего похожего на Brass Eye. Многое из этого безвкусно, в этом нет никаких сомнений, но если и есть что-то, чего не должно быть в хорошей сатире, так это то, что она безопасна. На телевидении мало что может показаться революционным или противозаконным через 20 лет после первого выхода в эфир, но Brass Eye постоянно это делает.
Так много сатиры в нынешнем телевизионном ландшафте, кажется, редко пытается сделать что-либо, кроме нескольких остроумных замечаний о конкретной политической партии или правительстве или о том, что в новостях в настоящее время. Современные комедии, такие как «Последний этап» или «Отчет о месиве», хороши для своего рода легкого развлечения и анализа, но слишком часто они сводятся к кучке умных, харизматичных комиков, которые все единодушно соглашаются между собой, что Борис Джонсон - задница, и в результате неизбежно производит впечатление немного самодовольного и самодовольного. Те, кто смотрит в зале, аплодируют им за то, что они правы, и к черту все, что думают все остальные.
В специальном выпуске Paedogeddon этого не было - наоборот, в нем так много неправильного, и он радостно упивается этим. Скетчи в нем абсурдны и совершенно не соответствуют действительности, а ведущие гораздо более отвратительны и жестоки, чем кто-либо, у кого они могут взять интервью, но это гораздо более разрушительно для этого.
Paedogeddon казался лебединой песней карьеры Морриса на телевидении (помимо появления в The IT Crowd и соавтора малоизвестного Натана Барли, с тех пор он снялся в таких фильмах, как «Четыре льва»), и неудивительно, что с тех пор было мало подобного, учитывая уровень возмущения, которое это вызвало. Но в то же время обидно, что за последние два десятилетия было так мало того, что хотя бы наполовину было таким же смелым или готовым пойти на риск, как раньше.