Аммонит Фрэнсиса Ли, пожалуй, самый громкий и тихий фильм, который я когда-либо смотрел. Это может показаться парадоксальным, но звуковой дизайн преднамеренно обыгрывает звуки сеттинга, позволяя нам погрузиться в повседневную жизнь этих персонажей. С другой стороны, роман между Мэри Эннинг (Кейт Уинслет) и Шарлоттой Мерчисон (Сирша Ронан) разворачивается незаметно.
Фильм вольно основан на реальной Мэри Эннинг, которая была культовой женщиной в науке, пропущенной историей. Хотя нет никаких доказательств романтических отношений между ними (или, как сказал бы Ли, нет никаких доказательств того, что Эннинг был натуралом), они действительно поддерживали близкую дружбу и часто путешествовали вместе. Таким образом, Ли исследует недооцененные области женской идентичности и товарищеских отношений, особенно в отношении таких состоявшихся женщин, как Эннинг.
Мэри Уинслет живет тихой жизнью, собирая окаменелости на пляже и скалах Лайм-Реджиса. Она подкрашивает все, что стоит, чтобы продать в своем маленьком приморском магазинчике, более крупные изделия продаются богатым мужчинам, которые могут себе их позволить, а это означает, что мужчины получат признание, когда эти окаменелости будут выставлены в музеях, в отличие от женщины, которая действительно нашел их. Однажды она находится в своем магазине, когда Родерик Мерчисон, муж Шарлотты, приходит, чтобы заказать экскурсию. Он так очарован работой Мэри и ее способностями, но сама Мэри не из тех, кто гудит в свой рог, и мы чувствуем, что ей неловко от всего внимания.
Шарлотта сопровождала своего мужа, который взял ее с собой в поездку, чтобы поднять ей настроение, но, кажется, ничто не поднимает ей настроение, поскольку она скорбно дрейфует, как призрак, ее лицо всегда заключено в черный и полный отчаяния. Родерик, не в силах больше терпеть, отдает Шарлотту в руки Мэри, платя ей за заботу о его жене, и, хотя Мэри не хочет брать на себя эту задачу, он отказывается принимать ответ «нет».
Мэри ничего не знает о том, как помочь кому-то вроде Шарлотты, поэтому она просто берет ее с собой во время охоты за окаменелостями. Шарлотта изначально сопротивляется этому труду и вынуждена вставать, когда она этого не хочет, но это меняется после того, как Мэри становится ее опекуном. И снова мы видим, что Мэри мало знает об уходе за больным человеком, но делает все возможное для Шарлотты, и мы чувствуем чувства защиты и любви, которые охватили ее в процессе.
Однако Шарлотта - замужняя женщина, дни которой с Мэри сочтены, поэтому она старается сдерживать себя и свои чувства. Уинслет отлично справляется с передачей этих тонкостей. Как я уже сказал, роман тихий, поэтому диалогов не так много, только мимика и жесты Уинслет и Ронана, которые помогают нам пройти через то, что переживают Мэри и Шарлотта.
В руках второстепенных актеров такой фильм был бы скучным, но с этой парой любовь Мэри и Шарлотты становится яркой и красивой. Ронан показывает нам постепенное выздоровление Шарлотты под присмотром Мэри, в то время как Мэри Уинслет высвобождается из своей скорлупы благодаря уговорам Шарлотты. Кинематограф также проделывает большую работу, обрамляя их любовь, поскольку двое наслаждаются яркой обстановкой и греются в компании друг друга, прежде чем уйти в темное уединение своей общей спальни для страстных актов близости.
Надо сказать, что у Ammonite не так много сюжета; все, к чему движется фильм, - это конец пребывания Шарлотты. Здесь нет хэппи-энда, так как Шарлотта замужем и должна идти туда, где муж, а у Мэри жизнь, которую она не может искоренить. В фильме нет простых ответов на вопрос, где эти двое окажутся в конечном итоге, но это, безусловно, смелый взгляд на жизнь Эннинг, дающий ей место в мире повествования, которое давно назрело.
Вердикт
Во многом подобно охотнику за окаменелостями, Аммонит вознаграждает терпеливого зрителя, который доволен тем, что смотрит, как разворачивается тихий роман Мэри Уинслет и Шарлотты Ронана, и не жалуется, что раскопки занимают слишком много времени. 6.5