В середине 1980-х годов английский писатель Клайв Баркер выпустил серию из шести томов «Книги крови», в которую вошли 30 рассказов, посвященных различным ужасным темам, от демонов существ до чистого телесного ужаса и всего, что между ними. Это был сборник чистого, настоящего ужаса, благодаря которому автор стал сенсацией за одну ночь и даже заслужил похвалу известного писателя Стивена Кинга, который приветствовал Баркера как «… будущее ужасов».
В шестом томе был рассказ под названием «Последняя иллюзия», который познакомил читателей с Гарри Д’Амуром, частным детективом, у которого также есть опыт работы со сверхъестественным. Цитируя Куэйда, сидящего умирающего за столом таро в своем магазине гадалок в фильме, Д’Амур «… тянется к темной стороне. [Он идет] по грани между Раем и Адом».
В то время как у Д'Амура было несколько интересных дел с момента его создания, в том числе он столкнулся с Пинхедом в «Алые Евангелия» и даже занял его место в BOOM! Студия комиксов «Восставший из ада». Но все началось с «Последней иллюзии», которая легла в основу нуар-ужаса 1995 года Lord of Illusions, фильма, которым я сам изо всех сил пытался насладиться при первом просмотре. Однако, после неоднократных посещений, теперь он входит в число моих любимых фильмов ужасов 90-х и, безусловно, один из моих любимых фильмов ужасов в целом.
Выпущенный в 1995 году, «Властелин иллюзий» открылся против семейного фильма «Удивительное приключение панды», драмы «За пределами Рангуна», ставшего культовым классического боевика «Отчаянный», комедии «Доктор Джекил и мисс Хайд» и ограниченного выпуска нуар вампирский триллер Надя. Это также произошло через неделю после выхода «Смертельной битвы», которая провела три недели на первом месте в прокате, став одним из 25 самых кассовых фильмов года.
Уже столкнувшись со множеством вариантов, «Властелин иллюзий» потерпел неудачу во время своего театрального показа, заработав чуть более 13 миллионов долларов внутри страны при своем бюджете в 11 миллионов долларов. В середине 90-х оригинальные фильмы выходили довольно часто. Если мы посмотрим на 10 самых кассовых фильмов того года, то увидим, что есть два фильма, которые были частью франшизы («Бэтмен навсегда» и «Золотой глаз»), и один сиквел («Крепкий орешек: Возмездие»). Кроме того, в каждом фильме было что-то новое, что-то свежее. Это не было похоже на 2015 год, когда цифры были существенно изменены только с тремя оригинальными фильмами. Это была эпоха, когда ожидалась оригинальность, а не то, чем можно было бы удивиться.
Поэтому, когда вышел «Властелин иллюзий», это была оригинальная попытка того года для жанра нуар ужасов. тогда было нормальным получать оригинальные названия, поэтому молва не распространялась. Хотя я скорблю о том, что фильм не нашел зрителей в кинотеатрах, я также немного рад этому факту. Если быть до конца честным, то театральная версия фильма была плохой. Он был полон сюжетных дыр, в сюжете были скачки, которые казались резкими, и это просто казалось незавершенным фильмом. Несмотря на то, что он заложил основу для чего-то великого, режиссерская версия, которая была на 13 минут длиннее, по-настоящему конкретизировала и воплотила в жизнь первоначальное видение Баркера, который также адаптировал и снял фильм..
Как я уже говорил ранее, фильм мне сначала не очень понравился. Оказывается, это потому, что я взял напрокат театральную версию. Несколько месяцев спустя, после странного желания пересмотреть фильм, я снова взял его напрокат, только на этот раз наткнулся на режиссерскую версию. Это было похоже на переключение с «выключено» на «включено» в моем мозгу. Это был тот фильм, который я надеялся увидеть. Это было правильное видение Клайва Баркера. С тех пор я регулярно пересматриваю этот фильм, наслаждаясь битвой между «…божественностью и обманом».”
Что делает Lord of Illusions таким замечательным, так это то, что в его ужасной и навязчивой внешности есть игривость. Актеры знают, что магия ненастоящая, и тем не менее она представлена настолько серьезно, что нужно добавить немного легкомыслия, даже если они не реагируют на это так, как мы надеемся. Например, когда Д'Амур отрывает Суонну «челюсть» в гробу, обнажая фальшивое тело, в этом есть что-то настолько шокирующее и чрезмерное, что это вызывает у меня улыбку. Или «третий глаз» Никса, который выглядит довольно гротескно «черепашьей головой» во лбу и наружу, что делает визуальное изображение подпадающим под шутку «это мерзко, так что я посмеюсь».
Сама история кажется богатой и продуманной. Сговор фокусников и иллюзионистов, тайно знающих о реальности магии, но использующих ее как средство обмана публики. Культ, порожденный страхом смерти, а не смирившийся с ней и ищущий ее объятий. Частный детектив, чье прошлое преследует его, но также наполняет его знаниями, которые ему нужны, чтобы подготовиться и противостоять всем входящим угрозам. Страшный злодей, который появляется только в начале и в конце фильма, но все равно его присутствие ощущается как приторная тряпка по всей середине. Баркер изощренно адаптирует свой рассказ к чему-то большему, к чему-то более страстному, создавая персонажа в «Гарри Д’Амуре», который стал одним из моих любимых в жанре ужасов.
Было бы упущением опубликовать это, не потратив немного времени на обсуждение абсолютно великолепного оригинального саундтрека Саймона Босуэлла. Поскольку в фильме оба сверхъестественных элемента смешиваются с фильмом нуар, музыка смешивает их почти без усилий. В то время как «You’ll Like LA / Discovering Quaid» использует тот сексуальный, тоскующий саксофон, которым известен нуар, «Miller's Exit» представляет собой широкое, но динамичное представление жуткого ужаса, с визгом скрипок и напыщенной перкуссией, прежде чем перейти к тонкому, почти шепчущий призрак, преследующий издалека.
Клайв Баркер, возможно, больше всего известен благодаря фильму «Восставший из ада», который сам по себе является потрясающе замечательным фильмом. Но для меня «Повелитель иллюзий» всегда будет моим любимым из его фильмов. Он кажется более полным, и я просто получаю от этого больше удовольствия. Тем, кто давно не смотрел фильм, советую пересмотреть. Тем, кто никогда не видел его раньше, сделайте одолжение и возьмите копию, чтобы дать ему шанс.
Seven, которые также легко подпадают под эту классификацию, выйдут позже в том же году, но также будут иметь больше звездной силы в виде Брэда Питта и Моргана Фримена.