Gaspar Noé - дерьмовый возмутитель. По его фильмам видно, что ему нравится выходить за рамки, заставлять зрителей чувствовать себя некомфортно и использовать свое искусство для политических заявлений.
Все эти компоненты занимают центральное место в его последнем фильме Climax, который представляет собой сюрреалистическую лихорадочную мечту о танце, наркотиках и безумии.
Вдохновение Ноэ проявляется с самого первого кадра. Стопка видеокассет сложена рядом с телевизором, показывающим прослушивание для танцевальной труппы, которая в конечном итоге станет нашим актерским составом; выставленные названия включают Suspiria Ардженто, Possession Полански, Querelle Фассбиндера и Sal ò Пазолини. Зрители, знакомые с этими свойствами, несомненно, обнаружат, что их интерес задет, что, как оказалось, является довольно надежным примером того, что происходит, когда труппа получает дозу ЛСД и всякое дерьмо попадает в вентилятор.
Ярые поклонники Ноэ, скорее всего, будут разочарованы Climax, который больше похож на экспериментальное музыкальное видео, чем на реальный вклад в резюме режиссера. Впрочем, для случайно заинтересованных зрителей есть много интересного - при условии, что у вас есть терпение.
По сути, разделенный на две части, Climax приступает к делу после своих записанных на пленку интервью с расширенной танцевальной последовательностью с участием примерно 20 танцоров в спортзале школьного подвала. Ноэ снимает рутину с всеведущей силой: камера пролетает над актерами и вокруг них, чтобы зрители полностью погрузились в номер. Эта техника, к которой он будет возвращаться на протяжении всего фильма, будет более злобной.
После того, как рутина подошла к концу, группа начинает веселиться, втыкая (незаметно для них) острые пунши, планируя встречи и танцуя прочь свои заботы. Группа представляет собой смесь личностей, полов и сексуальных ориентаций, и этот насыщенный диалогами раздел предназначен для того, чтобы конкретизировать персонажей и установить, как они взаимодействуют.
Гармония танца, который является скоординированным и поддерживающим, немедленно нарушается, как только танцоры разделяются на частные группы по два и три человека. Появляются ехидные, откровенно сексуальные и оскорбительные комментарии, показывающие, что однородная группа на самом деле чрезвычайно разнородна - не такая тонкая критика Ноэ в отношении французского общества. По мере того, как начинают действовать наркотики и труппа спотыкается, сегрегация выявляет худшее в группе, вызывая все более иррациональное и параноидальное поведение (секс, нападение, самоубийство и убийство). Этот долгий распад занимает всю вторую половину фильма до самого конца.
Эти жестокие прелести сопровождаются динамичным танцевальным саундтреком, созданным одними из самых известных исполнителей электронной музыки в мире, включая Daft Punk и Aphex Twins. Абсурдность танцевальной музыки, сопровождающая полный развал микрокосма общества, - это классика Noé.
Режиссеру удается (в основном) удерживать энергию фильма от ослабления, держа камеру на охоте. Кульминация снимается как один длинный дубль (иногда перемежающийся остроумными или политическими титрами), поэтому кадрирование действия и то, как персонажи перемещаются в пространстве, являются неотъемлемой частью энергии и тона фильма. Цвет также играет роль в разделении пространства, поэтому зеленые оттенки спальни помогают отличить действие от красного в спортзале и синего в коридоре.
Визуально Climax - увлекательный эксперимент, но повествовательно он невероятно поверхностен. Труппа танцует, они болтают, а затем самоуничтожаются - растянувшийся почти на два часа фильм оказывается испытанием на выносливость. После буйных кайфов вступительного номера дрэг-болла и дэнсхолла фильму так и не удается передать свою энергию для создания динамичных или запоминающихся персонажей. На самом деле, кульминация ближе всего к главному герою - это Сельва из Sofia Boutella, и это только потому, что она самая узнаваемая звезда, и у нее есть собственный расширенный эпизод в конце фильма.
Отсутствие персонажей делает вторую половину фильма монотонной, потому что трудно заботиться о чьем-либо благополучии. Даже если зрители предпочитают легкий нигилизм, действие никогда не становится таким плохим, как кажется. Во всяком случае, такое ощущение, что Ноэ сдерживается шоком от действительно развратных и тревожных образов.
Кульминация в ближайшем будущем остается для просмотра как визуально впечатляющим упражнением, так и художественным заявлением об обществе через призму танца и смерти. Терпеливая аудитория найдет, что обсудить, но любой, кто надеется на быстрые кровавые острые ощущения, может обнаружить, что фильм не окупит их вложений. К счастью, ремейк Suspiria не за горами.