Когда в январе на фестивале «Сандэнс» состоялась премьера фильма сценариста и режиссера Бабака Анвари «Под тенью», он быстро стал одним из самых обсуждаемых фильмов фестиваля. Шумиха быстро возросла, когда его назвали «Бабадук» по мотивам «Девушка идет домой одна ночью». Сравнения с каждым из этих фильмов очевидны, поскольку это второй иранский фильм ужасов, который произвел фурор в фестивальной сети («Девушка идет домой одна ночью»), и в нем мать смиряется с последствиями рождения ребенка (похоже на Бабадук, только с гораздо менее надоедливым ребенком). В своем режиссерском дебюте в полнометражном фильме Анвари создал замечательную историю ужасов о страхах взросления и о том, как научиться принимать ошибки нашего прошлого.
Действующий в Тегеране 1988 года, в конце ирано-иракской войны, фильм «Под тенью» рассказывает историю Шиде (Наргес Рашиди), которая должна смириться с тем фактом, что ее мечты стать врачом рухнули. после того, как ее обвинили в подрывной деятельности за то, что она присоединилась к группе активистов, когда была моложе. Из-за этих обвинений она вошла в состояние депрессии. Кроме того, ее муж Ирадж (Бобби Надери) находится на войне, ухаживая за ранеными (ему удалось стать врачом), оставив ее одну, чтобы защитить их маленькую дочь Дорсу (Авин Маншади). Когда ракета попадает в их жилой дом и не взрывается, Дорса заболевает, и ее поведение становится все более беспокойным. Суеверный сосед говорит Сиде, что ракета привела к ним джиннов (злых духов, путешествующих по ветру) и, возможно, пытается завладеть Дорсой.
Анвари проделал фантастическую работу по восстановлению Тегерана 1988 года. Я не пытаюсь притворяться, что много знаю об истории и культуре Ирана (история не была моей сильной стороной), но Анвари заставляет Under the Shadow чувствовать себя чем-то вроде капсулы времени, окутывающей культурные тревоги и страхи того времени.. Фильм, вероятно, покажется более страшным американской аудитории, которой не приходилось выполнять повседневные задачи, такие как заклеивать окна, чтобы они не разбились в случае взрыва, прятать видеомагнитофоны от соседей, поскольку владение одним из них было наказуемым преступлением, или ношение ношение хиджаба на публике (эта конкретная традиция является центром одной из самых нервирующих декораций фильма).
Несмотря на то, что «Под тенью» требуется некоторое время, чтобы начать движение (вышеупомянутая ракетная катастрофа не происходит примерно до 30-минутной отметки, а это 84-минутный фильм), Анвари может сохранять стабильную уровень беспокойства присутствует на протяжении всего фильма. Звуковое оформление - одна из самых запоминающихся вещей в фильме. Никогда звук дыхания не использовался с таким большим эффектом. Спектакль хорош по всем направлениям, но именно Рашиди принадлежит фильм, а Маншади оказалась одной из самых искусных детских актрис, которых видели на экране в последнее время..
Под тенью - это фильм ужасов, хотя ужасы - это не то, о чем фильм заботится. В то время как многие из тактик запугивания, которые использует Анвари, являются скримерами, что разочаровывает (хотя один конкретный скример, напоминающий «Спуск», заставил всю аудиторию кричать), именно более тонкие штрихи ужаса, которые использует Анвари, оказывают самое сильное влияние. Внезапное появление джинна может напугать, но именно эта тема - научиться принимать свои ошибки и отпускать свои мечты - звучит в фильме наиболее правдоподобно. Любой, кто закончил колледж и пережил кризис идентичности (и я определенно принадлежу к этой группе), сможет проникнуться фильмом на более личном уровне.
Сравнения с Бабадуком будут неизбежны, и ваша близость к Under the Shadow будет зависеть от того, насколько его центральная тема резонирует с вами. Это не фильм с простыми ответами, и некоторых зрителей может оттолкнуть двусмысленность финала, хотя те, кто обратил внимание, несомненно, уйдут с чувством удовлетворения. Здесь присутствует катарсис, которого многие не чувствовали в том другом фильме. Реклама, скорее всего, сделает фильм историей о привидениях, и хотя отчасти это так, в фильме есть гораздо больше, чем этот аспект. Анвари подарил нам вневременную историю о принятии ошибок нашего прошлого и использует джиннов в качестве основы для этой темы. Это абсолютно один из фильмов 2016 года, которые обязательно нужно посмотреть, будь то ужасы или что-то еще.