Не будет преувеличением предположить, что 2016 год был знаменательным для фильмов ужасов (Bloody Disgusting неоднократно говорил об этом), и кинофестиваль Toronto After Dark включает сильного претендента на звание лучшего фильма ужасов года.
Под тенью - иранский фильм ужасов, действие которого происходит в конце 1980-х годов. Вступительный текст дает контекст о состоянии страны, в частности Тегерана (где происходит действие фильма), который находится на грани бомбардировки Ираком. Наша главная героиня Шиде (Наргес Рашиди) пытается снова поступить в медицинскую школу, но ее политическая активность оставила ее в черном списке. Удрученная, она возвращается домой к своему мужу Ираджу (Бобби Надери) и волевой дочери Дорсе (Авин Маншади), пряча медицинский учебник в запертом ящике и с несчастным видом смирившись с домашними обязанностями. Однако все меняется, когда Ираджа призывают служить на войну, оставляя Шиде самой заботиться о Дорсе. После неожиданного приземления неразорвавшейся ракеты в блоке наверху опасность со стороны внешнего мира и внутри многоквартирного дома усиливается.
Первый полнометражный фильм сценариста и режиссера Бабака Анвари невероятно уверенный и размеренный. Он создал универсальную историю о матери из глубины ее души, которая полна решимости защитить своего ребенка от опасности, но, заземлив «Под тенью» в определенный исторический период времени и место, он добавил дополнительный слой смысла и нюансов. Война всегда присутствует (воют сирены, используется бомбоубежище в подвале, а неразорвавшаяся ракета оставляет угрожающую трещину в потолке гостиной Шиде), но незнание специфики не портит впечатления от просмотра. Постоянная, вездесущая угроза опасности удваивается сверхъестественным призрачным призраком, который цепляется за Дорсу - по крайней мере, так верят дочь Шиде и суеверный сосед. У Шиде проблемы со снохождением, но Анвари никогда не пытается убедить нас в том, что у нее галлюцинации, когда она видит ночью странные фигуры или обнаруживает, что предметы были потеряны или пропали из квартиры.
Самый ценный из этих пропавших предметов - аналог защитного одеяла Дорсы: кукла по имени Кимия. Миссис Эбрахими, соседка, рассказывает о легенде о джиннах, духах, которые летают по ветру и используют личные вещи, чтобы выслеживать и преследовать своих жертв. Понятно, что Кимия является одним из таких объектов, и исчезновение куклы в конечном итоге становится сюжетным приемом, используемым для объяснения того, почему Шиде и Дорса остаются в квартире еще долго после того, как другие жители сбежали в поисках безопасности.
Одной из самых уникальных особенностей Under the Shadow является построение отношений матери и дочери. В отличие от многих героинь ужасов, которые оказываются в слегка параноидальных, возможно, галлюцинаторных ситуациях с юными подопечными («Другие», «Бабадук»), Шиде не является прототипом заботливой и сочувствующей матери. Понятно, что она любит свою дочь, но она также явно затаила обиду на свою семью из-за того, что она была вынуждена отказаться от своей мечты стать врачом. Перед отъездом Ираджа наблюдается явное напряжение из-за гендерных ролей в их отношениях (он винит ее активность в своих бедах, в то время как она ощетинивается из-за патриархальных ограничений, наложенных на нее как на женщину). Феминистская критика сочетается с элементами ужасов фильма в одной выдающейся сцене: Шиде просыпается однажды ночью и видит старика, скрывающегося в ее дверях. Она преследует его только для того, чтобы увидеть, как он исчезает в щели в потолке. Потрясенный и напуганный, Шидех принимает логичное решение схватить Дорсу и бежать на улицу за помощью. Там она сталкивается с группой местных мужчин, доставлена в полицейский участок и предупреждена за появление на публике без хиджаба. В конце концов ей говорят вернуться домой со стыдом; между тем, события, которые спровоцировали эту культурную оплошность, никогда даже не упоминаются и не упоминаются.
Сценарий Анвари ловко связывает такие события и наблюдения, не будучи жестким, и в процессе он создает реалистичную основу для своей сверхъестественной истории. В отличие от «Бабадук», привидение Шиде - это не метафора неподготовленности к обязанностям материнства, а скорее дополнительный путь, с помощью которого можно исследовать неуверенность и нестабильность жизни во время войны. Даже операторская работа Анвари - беспокойно движущаяся, редко стационарная - предполагает вялость, страх и дестабилизацию. Сам опыт просмотра «Под тенью» имитирует этот дискомфорт, и когда мир (и правила, которые им управляют) начинают рушиться в финальном акте фильма, результат ужасает.
Под тенью на кинофестивале в Торонто After Dark Film Festival.