90-е часто пользуются плохой репутацией у фанатов ужасов. После многочисленных успешных слэшеров и фильмов с эффектами существ в 80-х, 90-е предложили другое разнообразие фильмов ужасов. Хотя было много хитов, скрытых жемчужин и неправильно понятой классики, 90-е обычно не получают такой любви, как другие десятилетия, когда дело доходит до ужасов. Пришло время это изменить.
При рассмотрении вопроса о том, каким фильмом продолжить эту новую рубрику, было два варианта: выкопать какой-нибудь закопанный клад или выйти за ворота, размахивая тяжелым нападающим. В некотором смысле Candyman выполняет обе эти роли. Для любителей ужасов это бесспорная классика. Однако, похоже, он отошел на второй план, когда дело доходит до более широкой оценки. И это прямое преступление.
Основанный на рассказе Клайва Баркера «Запрещенное», Кэндимен рассказывает историю призрачного убийцы с крюком вместо руки, который появляется перед каждым, кто пять раз произносит его имя в зеркале. Его легенда - мощная сила, которая нависла над жилищным проектом Cabrini-Green в Чикаго. Молодая аспирантка Хелен (похожая на сказку Вирджиния Мэдсен) изучает городские легенды и решает углубиться в историю Candyman.
Происхождение этого призрака трагическое; он был хорошо образованным афроамериканцем, который вырос в эпоху после Гражданской войны и добился успеха как художник-портретист для богатых светских людей. Когда он влюбился в одну из своих подданных, в итоге у них родился ребенок. Когда отец его любовника обнаружил это, толпа была послана, чтобы выследить Кэндимэна и убить его. Ему отпилили руку и вставили крюк в культю. Затем они намазали его медом и оставили на укусы пчел. Это ужасный конец, который превращает этот смертоносный призрак в совершенно симпатичную фигуру.
И это жизненно важная часть того, что заставляет Candyman работать так хорошо. Кэндимэн, сыгранный Tony Todd с захватывающей элегантностью, одновременно ужасен и душераздирающ. В том, как мы воспринимаем Кэндимена, есть эмоциональная сложность, и это делает его таким же интересным персонажем, как Хелен. Каждый раз, когда мы видим его или слышим его голос, он накладывает на нас зловещие чары и затягивает нас все глубже в свой мир кошмаров.
Также стоит отметить, что Candyman явно исследует ужасы городской жизни и то, как люди в таких сообществах пытаются справиться с такими ужасными условиями жизни. В то время как главные творческие голоса, стоящие за фильмом, белые, в мире Кабрини-Грин и его жителей есть чуткость и непоколебимая правда. Да, это хоррор, но это не доведено до уровня пренебрежительной карикатуры или фарса. Будет интересно увидеть, как Candyman выйдет в мире после выхода Get Out, и посмотреть, какие разговоры он вызовет.
Режиссер Бернард Роуз - чей незамеченный фэнтезийный фильм/ужастик Paperhouse заслуживает гораздо большего количества цифровых чернил - умудряется не пропитывать фильм исключительно расистскими комментариями и решительно придерживается сказочного тона что держит весь фильм в напряжении. Хотя мы никогда не сомневаемся в реальности того, что переживаем, устрашающе очевидно, что Хелен и аудитория не контролируют ситуацию. Это игровая площадка Кэндимэна, и мы отправимся в путь. Роуз подчеркивает это несколькими дезориентирующими ракурсами и переходами между сценами, которые заставляют нас чувствовать себя совершенно обезоруженными. Это искусное кинопроизводство, которое не получает заслуженного признания.
Еще один недооцененный элемент фильма - запоминающаяся музыка известного композитора Филипа Гласса. По правде говоря, это может быть одна из самых пренебрежительных хоррор-музык во всем жанре. Гласс использует потусторонний хор, орган, фортепиано и глокеншпиль, чтобы вызвать ощущение темной божественности. Это похоже на ужасно искаженную детскую память о том, какая музыка доносится из готического собора. Как и «Челюсти», «Кэндимен» - отличный фильм, в котором музыка действительно прекрасна.
Действия, на которые идет фильм, чтобы вызвать ужас и страх, одинаково эффективны. К концу фильма младенцу угрожают сожжением, и мы видим кровавые подробности того, что находится внутри культового пальто Кэндимэна. И последний шок фильма - нокаут как по фактору страха, так и по повествовательному решению. Все это обработано с таким уровнем полировки и зрелости, что это может быть одной из причин, по которой фильму не удалось сохранить значительное присутствие у современной публики и критиков. «Кэндимен» - не «забавный» фильм. Это не попытка быть. Он хочет напугать вас и проникнуть вам под кожу. Это создает совершенно неудобный, но абсолютно эффективный опыт.
Есть много претендентов на звание лучшего фильма ужасов 90-х - мы доберемся до всех остальных - но, на мой взгляд, Candyman легко претендует на первое место. Он должен быть провозглашен так же, как и любой другой любимый фильм ужасов, но он также должен быть признан ошеломляющим достижением в кинематографическом повествовании и в создании одного из лучших бугименов жанра.