Еще до первого кадра научно-фантастического боевика Пола Верховена «Робокоп» 1987 года фильм уже зарекомендовал себя среди великих.
Это потрясающий слоган, который выпрыгивает из афиши, рассаживает задниц на места и прекрасно воплощает в себе всю идею Робокопа. Неудивительно, что фильм станет жемчужиной в портфолио Orion Pictures, а также одним из самых знаковых фильмов 20-го века.
И спустя 35 лет фильм не потерял ни капли своей сатирической силы.
Первоначально «Робокоп» работает на основе поверхностного исследования: недавно переведенный полицейский Алекс Мерфи (Питер Веллер) убит гангстерами и воскрешен как киборг-машина для борьбы с преступностью, получивший прозвище Робокоп.
Между тем, как Мёрфи вертит свою ручную пушку, как Ти Джей Лазер, или его склонностью к остротам типа «Твой ход, гад» или «Живой или мертвый, ты пойдешь со мной», было мало ящики, которые Робокоп не проверял на наличие Джея-подростка.
В этом отношении фильм остается сертифицированным шедевром, хотя многослойный подход Верховена к социальной сатире не был чем-то, что я оценил бы, пока не стал старше.
Сатира в кино может быть сложной. Драма - это легко, комедия - это сложно. Но что стало совершенно ясно за последнее десятилетие, так это то, как легко сатиру можно неправильно истолковать или вообще пропустить.
Возьмите другой научно-фантастический хит Веровена «Звездный десант» 1997 года, в значительной степени осуждающий американский милитаризм и национализм. Фильм часто неверно истолковывают как имеющий американскую националистическую энергию, что не может быть дальше от замысла фильма.
Кроме того, некоторые описывают «Робокопа» как сторонника полицейского/капитализма, что не может быть дальше от фактического намерения Верховена. Осуждает ли фильм милитаризацию полиции, потребительство, ядерное распространение или капитализм, являющийся корнем рушащегося общества, в фильме очень немногое одобряется.
Что изначально позволяет «Робокопу» установить свой нигилистический тон и миростроительство, так это использование Верховеном и писателями Эдвардом Ноймайером и Майклом Майнером вселенских медиа.
Фильм начинается отрывком из популярного новостного шоу Media Break, который хвастается: «Вы дайте нам три минуты, и мы подарим вам мир!» На первый взгляд, идея осмысленно информировать аудиторию о мировых событиях за 180 секунд комична. В их отчете подробно описывается конфликт в Южной Африке, где правящее военное правительство угрожает использовать трехтонную нейтронную бомбу для подавления гражданских беспорядков. Эта история короткая и подается по факту, а через несколько секунд превращается в комическую историю.
И этот контраст - магия построения мира Робокопа.
Отсутствие тонального контраста между сегментами, несмотря на их содержание, говорит зрителю: «этот мир небрежно балансирует на грани ядерного и политического конфликта, несмотря на наши технологические достижения». Или это просто обычный бизнес.
Впоследствии мы видим рекламу искусственных сердец, спонсируемых известными брендами, которые стали доступными за счет неграбительского финансирования, чтобы каждый мог их себе позволить (см. Repo Men), семейных настольных игр, вращающихся вокруг ядерной войны, а, и осечка лазерной пушки вызвала обширный лесной пожар в Санта-Барбаре.
Учитывая, насколько напряженным является мир Робокопа, по сравнению с ним борьба Алекса Мерфи против мегаконгломерата Omni Consumer Products (OCP) кажется несущественной. Фильм был несколько пророческим в своем изображении OCP, эволюционировавшей от компании по производству потребительских товаров для дома до участия в разработке оружия и, в конечном итоге, милитаризации полиции.
Этот элемент фильма кажется еще более пугающим, учитывая наш нынешний политический и социальный климат и легкость, с которой компании обходят серую зону закона.
OCP планирует использовать шагающие танки для умиротворения городов под названием ED-209, по сравнению с которыми «Робокоп» кажется устаревшим. Хотя, как только появляется 209, он случайно стреляет в члена правления ровно 1000 раз. Хотя в настоящее время у нас нет шагающих 209-х, патрулирующих наши охваченные преступностью города, полицейские силы, использующие военную технику, стали тревожной тенденцией за последнее десятилетие. Кроме того, изображение Робокопом отношения OCP к бедным сообществам пугающе эффектно.
Их генеральный директор фактически заявляет: «У старого Детройта рак. Рак - это преступление, и его нужно искоренить…» Представление о том, что преступность - это симптом бедности, а не обвинение города в целенаправленном пренебрежении его наиболее уязвимыми, говорит вам все, что вам нужно знать о моральном компасе OCP.
«Решение» OCP заключается в том, что эти сообщества лучше обслуживаются круглосуточным патрулированием оружия войны, а не работой с населением и финансированием, - это изобличающий обвинительный акт в нежелании Америки решать свои проблемы, а скорее быстрое решение это создает целый ряд проблем поколений.
Лучше всего это можно выразить, когда Робокоп вмешивается, чтобы остановить попытку сексуального насилия. Прежде чем Мерфи вступает в игру, мы видим бандитов, рвущих на себе женскую одежду под светом рекламного щита предстоящего проекта джентрификации Delta City. Помимо макета этого города будущего в 21 веке, есть слоган, который гласит: «(Дельта-Сити) У будущего есть серебряная подкладка».
Это будущее - поезд, который не остановить, и проводнику все равно, кто окажется на путях.