Нельзя уклониться от того факта, что сегодня, 15 ноября 2021 года, исполняется 20 лет со дня выхода Halo: Combat Evolved. Страшно осознавать, что, как и мне, вам тогда было 10 лет, а теперь вы уже взрослый человек с семьей, о которой нужно заботиться, и с ипотекой, которую нужно платить. В то время на консолях доминировали платформеры, приключенческие игры и ролевые игры, но Halo изменила ситуацию, популяризировав шутеры от первого лица на всех платформах.
Однако, если честно, Halo: CE не была такой оригинальной концепцией и уж точно не может претендовать на звание первого FPS на консоли. На самом деле, это был даже не первый выпуск Bungie, в котором бронированный морской пехотинец в ближайшем будущем будет работать с товарищами по искусственному интеллекту, чтобы сражаться с враждебными инопланетными силами. Тем не менее, что он сделал так успешно, так это объединил множество разных идей в аккуратную упаковку, что немногим другим удавалось так хорошо до или после.
Halo предлагал что-то для каждого, и все это было отлажено и сбалансировано с самого начала. Были захватывающие автомобильные бои, в которых игроки могли пилотировать танки и полноприводные автомобили с оружием, а также инопланетную технику Ковенанта. Многопользовательская игра содержала огромное количество карт и режимов игры, позволяя проводить небольшие насыщенные действиями матчи или более масштабные и тактические сражения. Но важнее всего этого было включение надлежащего сюжета, что было практически неслыханно в жанре.
Повествование в Halo: CE продвигало все вперед и создавало атмосферу таинственности, подталкивая вас к раскрытию секретов, спрятанных в гигантской структуре. Bungie применила более кинематографический подход к повествованию, чем то, что было раньше, включая длинные кат-сцены и множество внутриигровых диалогов для добавления экспозиции. Игроки вступают в роль Мастера Чифа, суперсолдата с биологическими аугментами, который сражается против Ковенанта в странном мире, построенном вымершей цивилизацией. Это классическая научно-фантастическая сказка, вдохновленная такими фильмами, как «Мир-кольцо», «Игра Эндера» и «Звездный десант», и, с некоторыми поворотами, очаровала фанатов.
Сам Шеф нашел отклик у игроков, несмотря на то, что в значительной степени он был безликим сосудом, который фанаты используют, чтобы испытать историю. Он мгновенно стал талисманом Xbox и одним из самых узнаваемых персонажей в индустрии, известным во всем мире благодаря своим культовым боевым доспехам. Только такие, как Марио и Соник, могут претендовать на известность среди геймеров и широкой публики.
Благодаря прекрасному представлению и великолепному оркестровому саундтреку, который был почти не похож ни на что из того, что можно было увидеть на консолях до этого момента, Halo: CE стала игрой, которую просто просили изучить. Игрокам даже была предоставлена свобода двигаться в своем собственном темпе и ковыряться, а не переходить из коридора в коридор линейным образом.
Конечно, Halo: CE также положила начало франшизе, которая не только доминировала в игровом мире, но и распространилась на другие области. Наряду с дополнительными играми и сиквелами, есть комиксы, романы и игрушки, основанные на сериале, а также высокобюджетное телешоу, которое выйдет на Paramount+ в следующем году. Halo - один из тех немногих игровых брендов, которые ворвались в общественное сознание и зарекомендовали себя как часть популярной культуры. Это огромное достижение и невероятно впечатляющее для игры, которая начинала свою жизнь как стратегическая игра в реальном времени для компьютеров Mac.
Также трудно представить бренд Xbox без Halo, поскольку дебютная игра Bungie помогает доказать, что консоль Microsoft может работать. В то время как первая консоль так и не зажгла мир, Halo и ее продолжение дали ей необходимый толчок, закрепив позиции в отрасли. Миллионы купили консоль только для того, чтобы играть в Halo: CE, а Xbox 360 стала чрезвычайно популярной системой с такими играми, как Halo 3 и Halo: Reach. Франшиза Halo всегда играла большую роль в популярности Xbox, и это может быть продемонстрировано еще раз с запуском Halo Infinite.
В мире, где подавляющее большинство шутеров от первого лица выглядят одинаково, и даже сама франшиза Halo несколько отличается, Halo: CE - яркий пример того, что разработчики могут сделать, чтобы выделиться. То, как 343 Industries вернулась к истокам и перезапускает серию с Halo Infinite, пытаясь вернуть ту магию Halo: CE, просто показывает, насколько вневременными были многие из ее идей и насколько они актуальны по сей день. Это проложило путь для многого из того, что должно было появиться в современных играх FPS, и каждый шутер с тех пор в некотором роде в долгу перед игрой.